Цель сей шпаргалки - обеспечить возможность быстро узнать о том, что подразумевают люди, когда выражаются общепринятыми терминами из теории и гармонии музыки. Для пользования шпаргалкой необходимо всего лишь знать названия нот и их расположение на клавиатуре рояля. Всё остальное здесь разжёвывается через эти названия.
При пользовании шпаргалкой предполагается мыслить изображением фортепианной клавиатуры.
Если у вас есть предложения, замечания или что-нибуть ещё по поводу этого всего, обязательно напишите их прямо здесь.
Заклинаю вас - изучите хотя бы ЭТО! Точно так же, как вы изучили понятия "эквализация", "компрессия" и прочую звукорежиссёрскую лабуду. Выучить семь названий нот, два знака альтерации, двенадцать названий интервалов - это разве сложно для человека, желающего уметь делать хоть какую-нибуть музыку, а??? Тем более здесь всё это описано ну совсем уж примитивнейшим языком.
Часть материала взята с сайта 7not.ru. При желании расширить свои знания по теории следует ходить именно туда. Здесь всего лишь перечислены наиболее часто употребляющиеся термины.
Дополнительно:
хороший учебник по гармонии.
:!:
Названия нот
Тоном называется расстояние, равное расстоянию между
до и
ре, либо между
ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
Полутоном называется расстояние, равное расстоянию между белой и ближайшей к ней чёрной клавишей, или между белыми клавишами
ми-фа или
си-до.
:!:
Альтерация
Альтерация нот означает их повышение или понижение на полутон. Применяется для обозначения чёрных клавиш, не имеющих собственных названий.
Бемоль (обозначается как
b) означает
понижение ноты на полтона (к примеру, если вы нажмете ноту
ре, то
ре-бемоль будет равен ближайшей
слева от
ре чёрной клавише).
Диез (обозначается как
#) означает
повышение ноты на полтона (
ре-диез - это ближайшая
справа чёрная клавиша от
ре).
К знакам альтерации также относится
бекар. Он снимает действие альтерации в пределе одного такта.
Если знак альтерации стоит при Ключе (он так и называется Ключевым) то он действует на протяжения всей композии или до момента смены тональности.
Если знак альтерации выставлен перед какой-то определённой нотой (такой знак альт. называется Случайным) то он действует на протяжение одного такта ну или до знака Бекар в пределах одного такта.
/ТС/
Также:
ми-диез = фа
фа-бемоль = ми
си-диез = до
до-бемоль = си
(последние четыре строчки, строго говоря, не совсем верны, однако наглядны для разъяснения альтерации)
:!:
Названия интервалов
Прима
интервал в
0 полутонов (та же клавиша);
Малая секунда
интервал в
1 полутон (Пример -
до:до-диез, ми:фа);
Большая секунда
интервал в
2 полутона (Пример -
до:ре, фа-диез:соль-диез);
Малая терция
3 полутона (
до:ре-диез, ля:до);
Большая терция
4 полутона (
до:ми, соль:си, фа-диез:ля-диез);
Кварта
5 полутонов (
до:фа, фа:ля-диез);
Увеличенная кварта, она же уменьшеная квинта, он же тритон
6 полутонов (
до:фа-диез, ми-бемоль:ля);
Квинта
7 полутонов (
до:соль, ре-диез:си-бемоль);
Малая секста
8 полутонов (
до:соль-диез);
Большая секста
9 полутонов (
до:ля);
Малая септима
10 полутонов (
до:ля-диез);
Большая септима
11 полутонов (
до:си);
Октава
12 полутонов (
до:до).
:!:
Лад
Лад - это система звуков (нот), находящихся в определённых взаимоотношениях.
Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена
тоника лада, называется
тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.
Существует великое множество ладов. Лад строится от любой ноты (
тоники) посредством "шагания" полутонами от этой ноты, образуя
ступени лада. Либо, что встречается гораздо реже, интервалами от
тоники. Ниже указано строение в
полутонах и
интервальное строение двух самых распространнёных ладов:
Натуральный мажор
В полутонах: 2-2-1-2-2-2-1;
В интервалах: 2-4-5-7-9-11-12.
Натуральный минор
В полутонах: 2-1-2-2-1-2-2;
В интервалах: 2-3-5-7-8-10-12.
Более подробную информацию о различных ладах и их строении можно получить здесь.
Ступенями лада называют ноты, на которых он построен. Каждая ступень лада имеет своё обозначение в римских цифрах, а так же некоторые из ступеней обозначаются буквами латинского алфавита. Счёт ступеней ведётся от первой ступени (тоники лада) вверх.
Названия ступеней для мажора и минора:
I ступень -
тоника (
Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень -
субдоминанта (
S),
V ступень -
доминанта (
D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.
Синим выделены наиболее часто встречающиеся термины.
В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство "тяготения" и "устойчивости". Это фундаментальное свойство ступеней лада, обусловленное нашим восприятием интервальных отношений в ладу.
Именно свойство тяготения ступеней друг к другу создают магию любой музыки, понимание этого свойства является основным инструментом создания и осмысления звуковысотных отношений в музыкальном материале вообще и мелодиях в частности. Помните, мелодии
не существует без такой системы тяготений, вы должны чётко понимать (а главное - интуитивно
чувствовать) эту систему, чтобы придумывать хоть сколько-нибуть хорошие мелодии или гармонии в любом стиле музыки, буть то джаз, рок, транс, хип-хоп или прогрессив хаус.
Приблизительно можно расположить ступени по степени устойчивости так:
I ступень - самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике.
III ступень - устойчивость слабее, тяготение почти отсутствует;
IV ступень - неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой.
V ступень - очень устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
VI ступень - неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени
VII ступень - самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.
:!:
Аккорды
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по
терциям.
Мажорное трезвучие
состоит из большой терции внизу и малой - вверху (например
до:ми:соль);
Минорное трезвучие
состоит из малой терции внизу и большой - вверху (
до:ре-диез:соль);
Увеличенное трезвучие
состоит из двух больших терций (
до:ми:фа-диез);
Уменьшенное трезвучие
состоит из двух малых терций (
до:ре-диез:фа);
Звуки аккорда имеют названия:
Первый звук -
прима аккорда;
Второй звук -
терция аккорда;
Третий звук -
квинта аккорда;
Четвёртый звук (если он есть, такой аккорд называется
септаккордом) -
септимой аккорда.
Каждый аккорд может быть в трёх положениях:
Положение примы
верхний звук - прима аккорда (пример мажорного трезвучия в положении
примы -
ми:соль:до);
Положение терции
верхний звук - терция аккорда (
соль:до:ми);
Положение квинты
верхний звук - квинта аккорда (
до:ми:соль).
На всех ступенях лада можно построить трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).
Трезвучие
I ступени называется
тоническим (
T);
Трезвучие
IV ступени -
субдоминантовым (
S);
Трезвучие
V ступени -
доминантовым (
D).
Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть
взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются
главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени -
T, S, D.