[История, Теория] Орган Hammond: От 30-х годов ХХ века до...

Теория. учебники, видеоуроки.

Модераторы: Sibson, fat, Till Ulenspiegel, Yuri Prime, Deeman., SD, djnova

[История, Теория] Орган Hammond: От 30-х годов ХХ века до...

Непрочитанное сообщение TContinental » 19 июн 2008, 13:00

См. также:
[Теория] Синтез звука: принципы, синты, мануалы, видео, базы.
[История] Боб Муг: человек, который изменил музыку.
[Теория, Синты, История] Rhodes Piano - Электромеханическое пиано.



Орган Hammond: От 30-х годов ХХ века до наших дней.
Текст Елены Степановой

Изображение

Уникальный инструмент, изобретенный более 65 лет назад, по-прежнему вызывает священный трепет у музыкантов по всему миру. Сменяются стили, приходят и уходят направления, но Hammoпd остается — вне моды и вне конкуренции. Итак, немного истории...

Изображение

Были времена, когда уважающая себя рок-группа просто не могла появиться на сцене без Hammond С3 или B3. Многие джазовые и рок-музыканты влюбились в этот инструмент и популяризировали его, среди них — Йон Лорд из "Dеер Purple", Кейт Эмерсон из "ELP" и другие. Многие и до сих пор не мыслят себя без этого инструмента, несмотря на то, что орган и колонка Лесли довольно громоздки, а для переноски их требуется не менее четырех человек.

Немаловажный факт: к органам Hammond до сих пор можно купить запчасти! В наше время, когда каждая модель синтезатора выпускается всего пару лет, после чего ее сменяет следующая, трудно представить себе, что любая современная модель Korg или Yamaha через (хотя бы!) двадцать или тридцать лет сможет похвастаться тем же.

Исторически электроорганы Hammond были изобретены для того, чтобы заменить собой церковные органы. Каждый мануал состоит из 61 клавиши, внизу находится 25 педалей (концертные модели имели 32). Переключатели регистров (drawbars) маркированы в соответствии с длинами органных труб. Если смотреть на переключатели регистров слева направо, то видно, что длина соответствующих "труб" уменьшается. Выведение самого нижнего переключателя дает низкий звук, соответствующий самой длинной трубе настоящего органа.

Переключатели регистров управляют уровнем гармоник или субгармоник в звуке и работают почти так же, как фейдеры в графическом эквалайзере. Изменяя положение фейдеров на эквалайзере, мы изменяем тембр звука, а на органе при помощи переключателей регистров мы создаем тембры, увеличивая или уменьшая уровни определенных гармоник. Например, если выдвинут только самый крайний слева переключатель регистров, то будет звучать низкочастотная синусоида.

Эра органов Hammond началась в 1933 г., когда Лоренс Хаммонд из чикагской фирмы The Hammond Clock Соmраnу заинтересовался инструментом "телармониум», изобретенным в конце 19-го века и предназначенным для передачи музыки по телефонной линии. "Телармониум" не пошел дальше экспериментальных образцов: виной всему была сложность конструкции и размеры инструмента (он занимал несколько комнат). Однако в его конструкции была применена оригинальная идея: для создания звуков различной высоты использовались генераторы, вращавшиеся с различной скоростью.

Мы вовсе не случайно упомянули о The Наmmоnd Clock Соmpany: поскольку Лоренс Хаммонд имел непосредственное отношение к производству часов, то однажды (возможно, вращая в руках какую-нибудь шестеренку) он обратил внимание, что форма зубцов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны — синусоиды. Отсюда и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса для генерации звука.

Изображение

На схеме (вверху) изображен принцип работы механизма генерации звука: зубчатое колесо вращается в магнитном поле. А вот так (фото внизу) оно выглядит в реальности.

На основе идеи вращающихся в магнитном поле зубчатых колес Лоренс Хаммонд создал портативный (для своего времени, конечно) орган. Модель под названием Model А была выпущена в апреле 1935 года. Ее изготовление патронировалось не кем иным, как Генри Фордом (он же и стал первым покупателем). Вторая модель была подарена Франклину Рузвельту, в то время президенту США. Среди первых покупателей был также Джордж Гершвин. Далее последовали модели B, B3, C3, M100/L 100/Т100 и многие другие.

Общим элементом конструкции всех электроорганов Hammond является электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами (tоnеwhееls) — в моделях C3/B3 их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм; в зависимости от количества зубцов и скорости вращения получается один из звуков шкалы равномерного темперированного строя.

Hammond Percussion не имеет ни малейшего отношения к перкуссии, а является запатентованным изобретением, которое изменяет характеристики атаки звука путем добавления в него дополнительного "перкуссивного" тона (второй или третьей гармоники). Огибающая этого сигнала может регулироваться, приобретая те или иные характеристики затухания. Перкуссия создает характерное "звяканье" в начале ноты, причем слышна она только при игре стаккато (то есть перед нажатием следующей клавиши предыдущая должна быть отпущена).


Эффекты

Практически все модели снабжены эффектами вибрато и хорус, причем последний на моделях BЗ и СЗ применяется довольно часто. В некоторых моделях (например, в T100) имелся пружинный ревербератор. Вообще говоря, этот ревербератор был изобретен специально для "церковных" моделей органов (с большим цельным корпусом), но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять ее в гитарных усилителях.


Эффекты Лесли

Многие модели органов не были оборудованы собственными громкоговорителями, вместо них применялся акустический кабинет Лесли, созданный Доном Лесли практически в то же время, когда был изобретен орган Hammond. Основное назначение данного акустического кабинета — изменение звука, а не высококачественная его передача (все инструменты, кроме органа и электрогитары, звучат через эффект Лесли просто отвратительно),

В конструкции колонки Лесли (см. рис.) имеется монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, пассивный кроссовер с частотой раздела 800 Гц, низкочастотный громкоговоритель и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (рупоров на самом деле было два, но "рабочим" был только один, а второй выполнял функцию противовеса). В моделях 145, 147 и 122 имелся также вращающийся в противоположном направлении относительно рупора ротор для низкочастотного громкоговорителя. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора может получаться два разных эффекта: хорал (chorale — медленное вращение, эффект напоминает хорус) и тремоло (tremolo — быстрое вращение). Существует более 20 моделей эффекта Лесли.

Vintage Leslie Speakers
Винтажные Лесли кабинеты.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Большие и маленькие

Классическими считаются модели С3 и B3, которые представляют собой инструменты с большим корпусом. B3 — американская версия С3, имеет 4 ножки вместо цельного корпуса. Именно эта модель, разработанная в 1955 г., и стала широко применяться джазовыми музыкантами.

Изображение

К маленьким относятся органы типа spinet (портативные электроорганы для домашнего применения: модели L100, М100). По звуку эти инструменты нисколько не уступают большим концертным инструментам, разве что возможности регулировки тембра у них поскромнее. Большие органы для облегчения транспортировки могли разделяться на две части.


Звук

Каждый исполнитель, играющий на "Хаммонде", старается найти свой звук. Например, известный джазовый органист Джимми Смит добивался своего классического тембра, выдвинув первые три переключателя регистров и установив регулятор перкуссии в положение Soft (третья гармоника, быстрое затухание). Практически те же установки применял Брукер Т (Brooker Т) при записи другого классического трека "Green Onions", но дополнительно он выдвинул и четвертый переключатель.

Каждый орган Hammond звучит по-своему, это относится даже к инструментам из одной серии.

Звук органов Hammond, выпущенных после 1968 г., является более ярким, чем у их предшественников. Это связано с применением в конструкции конденсаторов другого типа. Хотя разницу в звуке сможет заметить только тот, кто давно играет на Hammond.


Настройка

Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети выключения инструмента не вызывает, однако он начинает завышать строй.


Имитация

Выпуск С3 и других моделей электроорганов с зубчатыми колесами был прекращен в 1974 г. Это было связано с большими затратами на их сборку. В наше время их выпуск был бы экономически не оправдан, так как все органы собирались вручную.

Попытки имитации звука Hammond'а производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с обьективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счет вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сзмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. Эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора практически невозможно сымитировать.

Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, а также новая модель СХ3, которой в этом номере журнала посвящена отдельная статья. Первые СХ3 и ВХ3 были специально разработаны в конце 70-х годов в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта. Однако настоящие органы Hammond очень надежны, в них могут разве что сгореть лампы.

Фирма Oberheim выпускала органы OB3, в которой имелось три независимых звуковых генератора, управляемых по МIDI, для каждого мануала и для нижнего ряда педалей.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одним мануалом), ХB3 (двойной мануал) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

*Дополнть про продукт от NI - В4*


Факты:

Несмотря на то, что в этот факт сложно поверить, он абсолютно достоверен: Лоренс Хаммонд не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, включая собственное изобретение. Да и музыкальный слух его, мягко говоря, оставлял желать лучшеrо: по его собственному признанию, он не мог запомнить и воспроизвести даже простенькую мелодию. Именно поэтому изобретатель старался нанимать на работу людей с музыкальным образованием: первыми "ушами" Лоренса стали машинистка Луиза Бенке (Louise Benke), принятая на работу в 1933 г. не сколько из-за способностей к машинописи и стенографии, сколько из-за умения играть на органе, и казначей компании Уильям Лэйхи (William Lahey), до этого занимавший пост штатного органиста в церкви Св. Кристофера в Оук Парк, штат Иллинойс. А большинству звуковых нововведений мы обязаны инженеру компании, прекрасному органисту Джону Хэнерту (John Hanert), отдавшему почти 30 лет жизни (с 1934 по 1962 г.) разработке и усовершенствованию электроорганов.

Лоренс Хаммонд считал, что звук акустических кабинетов Лесли "существенно ухудшает звук электрооргана". "Я никогда не хотел, чтобы мои органы звучали так", "грязный звук", — вот лишь некоторые отзывы самого изобретателя о громкоговорителях Лесли. Возможно, причиной таких заявлений стало отсутствие музыкального слуха: ведь первые органы Hammond рекламировались как "дешевая альтернатива церковным органам", для которых фазовые и тональные вариации (с успехом имитируемые эффектом Лесли) — неотъемлемый элемент звучания. И несмотря на многочисленные заверения музыкантов, что с кабинетом Лесли злектроорган звучит более натурально, сам Хаммонд так и не признал этого.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение POKRISHKA » 06 дек 2008, 13:19

Привет Транс, очень интересно было про Хаммонд почитать и про Моуга. Спасибо. Возник вопрос - что делают на Хаммонде инвертированного цвета клавиши слева? В эмуляторе от NI они как бы пресеты переключают, а в жизни что?
Аватара пользователя
POKRISHKA
God Member
 
Сообщения: 4053
Зарегистрирован: 22 апр 2006
Откуда: Нижний Новгород

Непрочитанное сообщение TContinental » 06 дек 2008, 15:43

Какнистранно -
В3 имеет пресетные установки, для вызова которых предназначены противоположно окрашенные клавиши в левой части обеих клавиатур. Хотя внешне эти клавиши выглядят как некое продолжение клавиатур, на самом деле они — не более чем обычные переключатели тембровых пресетов.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение TContinental » 06 дек 2008, 15:45

Ещё одна статья-дополнение по теме.


Электроорган Hammond, которому недавно исполнилось 70, был запатентован 24 апреля 1934 года бывшим часовым мастером Лоуренсом Хаммондом. Изобретение было прежде всего ориентировано на рынок досуга, хотя не без оснований претендовало на сектор церковных духовых органов, за что изобретатель чуть не получил судебный иск от делающих их компаний. Тяжба эта для Хаммонда кончилось благополучно благодаря заступничеству Федеральной торговой комиссии США, не преминувшей, правда, устроить публичный сравнительный тест изобретения и настоящего духового органа. Мнения специалистов, сравнивавших звучание инструментов, находившихся за светонепроницаемой занавеской, разделились в пропорции 50 на 50, и за изобретателем оставили право называть свое детище органом. Позже именно Хэммонд запатентовал электромеханический ревербератор на основе спиральной пружины, датчика и звукоизлучателя, широко используемого в последующих поколениях ЭМИ и гитарных комбо.

Легенда гласит, что первый Hammond модели А купил в 1934 году за $1250 небезызвестный Генри Форд. Среди первых покупателей значились также такие незаурядные личности, как Джордж Гершвин и Франклин Рузвельт. Создавая в городке Эванстон, Иллинойс, фирму Hammond Organ Company, ориентированную на производство «колесных» органов, Хаммонд и не подозревал, что придумал самый долгоживущий и любимый музыкантами электронный клавишный инструмент, звучание которого будет будоражить воображение многих последующих поколений. Орган Хаммонда завоевал огромную популярность среди джазовых, блюзовых и рок-музыкантов и даже использовался академическими композиторами, такими, как Штокгаузен, в произведении Mikrophonie II. В бунтарские 60-70-е мировая рок-сцена была буквально взорвана его напористым, сверлящим, перкуссионным звуком, до сих пор вызывающим «мурашки по телу» у ветеранов рок-н-ролла.

За 41 год (1934…1975) выпущено 6 серий органов Хаммонда: А (2), А100 (4), В (7), С (6), D (3) и Е (4) — в скобках указано количество подвидов в каждой серии. Наибольшая популярность из обширного семейства выпала на долю модели В-3, поэтому подробнее рассмотрим именно его.

Устройство

Идея разработки электромеханического органа восходит к 1900 году, когда Кахилл создал Tellharmonium, в котором генераторами звука служили… динамомашины! Орган Хаммонда был значительно легче и надежнее прототипа — в нем использовался схожий принцип генерирования звуков, но уже с помощью электромеханического генератора, сердцем которого был вращающийся вал с дисками, диаметр которых приблизительно соответствовал диаметру однодолларовой монеты. Приводился вал в действие синхронным электромотором, частота вращения которого задавалась частотой питающей электросети, причем каждый тон-вал имел свою скорость вращения. Содержал орган не менее 91 тон-диска с нанесенными по периметру зубцами-выступами. Против каждого диска располагался электромагнитный звукосниматель. Количество зубцов в сочетании со скоростью вращения определяло высоту тона генерируемого диском звука. Что выгодно отличало инструмент от тогдашних конкурентов, так это стабильность строя, что в то время было вечной проблемой электромеханических клавишных. Строй соответствовал темперированному.

Электроорган имеет уникальную систему тяговых стержней (drawbars — «движков»), служащих частью системы аддитивного синтеза звука и идентичных по устройству современным слайдерным переменным резисторам. Тембровая палитра конструировалась путем подмешивания к основному тону его гармоник (до восьми). Управление синтезом осуществлялось с помощью упомянутых движков и клавиш пресетов. Консольный орган имел две ручные пятиоктавные клавиатуры (по 61 клавише каждая). Нижняя клавиатура получила название Great, верхняя — Swell. Также имелась 25-клавишная педальная ножная клавиатура. (Концертные версии имели даже 32-педальный вариант). «Старомодная» деревянная отделка, резные ножки, стилизация под ренессанс, клавиши цвета топленого молока — визуальные атрибуты модели В-3.

Игра

Фактически орган Hammond — первый в мире вид аддитивного синтезатора, работающего в реальном времени. Тембр В-3 во многом базируется на взаимной комбинации его движков. Девять из них по аналогии с духовыми органами имитируют звучание воздушных труб разной длины. Основной тон — это имитация звучания 8-футовой трубы, следующие — 16', 4', 2' и 1-футовые — воспроизводят одну нижнюю и последующие верхние октавы основного тона. Дополнительно имеются движки 51/3, 22/3, 13/5 и 11/3-футовых гармоник, обогащающих спектр звучания. Многие выдающиеся исполнители создали свое характерное звучание именно с помощью уникальных комбинаций положений движков.

Перкуссионные эффекты — когда при нажатии и отпускании клавиши слышен характерный звук щелчка, плюс вибрато и хорус — дополняют тембровую палитру В-3. Особый шарм звуку придают характерные шумы, вызываемые наводками от соседних колес. Можно по-разному относиться к этим призвукам, но именно они придают голосу Hammond своеобразный колорит и делают его звучание аутентичным и брэндовым.

В-3 имеет пресетные установки, для вызова которых предназначены противоположно окрашенные клавиши в левой части обеих клавиатур. Хотя внешне эти клавиши выглядят как некое продолжение клавиатур, на самом деле они — не более чем обычные переключатели тембровых пресетов. Сверлящее, широкое звучание Hammond немыслимо представить себе без кабинетов Leslie с вращающимися динамиками и звуковыми заслонками, добавляющими в исходный звук изменение строя благодаря эффекту Допплера, хоруса и дистошна ламповых цепей кабинета. Любая уважающая себя рок-группа минувшего века считала своим долгом иметь в арсенале орган Хаммонда, несмотря на стремительный рост количества моделей электронных клавишных. Джон Лорд из Deep Purple активно использовал его плотный, космический, вибрирующий звук — практически он ни на чем, кроме В-3 и рояля, больше в то время и не играл. Включал он его, естественно, через Leslie-кабинеты, к тому же используя эффект перегрузки их ламп — послушайте вступление к пьесе Lazy из альбома Machine Head. Но королем электромеханического органа все же оставался джазмен Джимми Смит (Jimmy Smith), по игре которого учились тогда все рок-музыканты. Смит, обладавший великолепной техникой игры, в полной мере раскрыл напористость, певучесть и мелодичность Hammond B-3.

Джазовые органисты басовую линию обычно играют ногами на соответствующей клавиатуре, но рок-музыканты не любили возить ее по бесконечным гастролям и поддерживали басовую линию левой рукой на клавиатуре Great, часто дублируя партию бас-гитары. Наилучший метод озвучивания Hammond B-3 — через кабинет Leslie. Вот что говорит об игре на Hammond Кен Хенсли из Uriah Heep: «Что касается агрессивности манеры игры на клавишах — а уж я-то, надеюсь, играю агрессивно! — то здесь моим кумиром был Марк Стейн из Vanilla Fudge — он был первым, кто на записях просто атаковал орган!» Современное поп-авангардное трио Medeski, Martin & Wood возвратило В-3 в большой джаз, зафиксировав его звучание в своем новом альбоме Uninvisible.

Уход

Кит Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer блестяще играл на В-3, но в моменты кульминации концерта мог метать в него ножи и поливать бензином от зажигалки, как Хендрикс свой «Стратокастер». Поэтому ремонт и уход за органами Hammond (к тому же неподъемными — 190 кг) требуется тщательный и профессиональный. Обилие вращающихся деталей, ламповая схемотехника и почтенный возраст инструментов обязывают его счастливых обладателей регулярно проводить их чистку, смазку и юстировку, причем обязательно у квалифицированного мастера. За рубежом существует немало фирм, специализирующихся на таких видах работ. Когда питающие сети в США перешли с 50 Гц на 60 Гц, это дало много заказов сервис-компаниям, так как строй инструментов поехал вверх вслед за частотой сети.

Орган ламповый, поэтому особенно не любит перепадов температуры и высокой влажности. Владельцы ветеранов В-3 иногда жалуются, что инструмент потерял прежние яркость и пышность звука за прошедшие немалые годы эксплуатации. Обычно основная причина этого — старение фильтрующих конденсаторов, входящих в состав генератора. Замена их на новые и высокостабильные типы возвращает звучанию плотность, «мерцание» на высоких частотах и общее качество тембра. После процедуры замены любых деталей генератора требуется калибровка его по методикам, описанным еще в оригинальном патенте Л. Хаммонда.

Производство легендарных органов было прекращено по банальной причине — его вытеснили более легкие и дешевые электронные конкуренты, перевозить и обслуживать которые стало гораздо проще, несмотря на то, что звучание их было достаточно бедной имитацией «дедушки» В-3. Но сегодня, благодаря развитию цифровых технологий, произошла его виртуальная «реинкарнация»: компания Native Instruments выпустила программный В-4 с очень качественными семплированными звуками колесного органа. Компания Korg в настоящее время производит модель BX-3, в которой близко эмулируется процесс электромеханической генерации звука и отклик клавиатуры аутентичного В-3. Korg BX-3 также имеет большое внешнее сходство с оригинальным Hammond. И, наконец, нынешний владелец торговой марки Hammond — японская автомобильная корпорация Suzuki, выпустила инструмент под названием Hammond New B-3, который сегодня представляет почтенный Джимми Смит. New B-3 построен по чертежам Лоуренса Хаммонда 1934 года и весит почти столько же — 132 кг. Но, увы, его «горячее сердце» — колесный генератор — заменен цифровым блоком. Такой вот «имплантант»…
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение TContinental » 06 дек 2008, 16:24

Упоминавшаяся программная эмуляция от Нэйтив Инструментс -
Native Instruments B4 v2.х.х

http://forum.audionews.ru/viewtopic.php?t=11698
http://www.native-instruments.com/index.php?id=b4ii

Изображение
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение POKRISHKA » 06 дек 2008, 20:32

TransContinental писал(а):Какнистранно


Точно, извини, пожалуйста. Статью давно читал, а эмулятор скачал недавно :) Ща еще читну что ты там дописал.
Аватара пользователя
POKRISHKA
God Member
 
Сообщения: 4053
Зарегистрирован: 22 апр 2006
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Учебные материалы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Наши проекты: MixGalaxy.ru | Всё о FruityLoops и FL Studio на MixGalaxy.ru | Всё о Propellerhead Reason на ReasonMusic.ru
cron