Модераторы: Sibson, fat, Till Ulenspiegel, Yuri Prime, Deeman., SD, djnova
Эта книга посвящена теме "консервации" и воспроизведения объемной звуковой картины, призванной вызывать у слушателей определенный эмоциональный отклик. На ее страницах рассматриваются такие актуальные проблемы современного "фонограммостроения", как акустика помещений и музыкальных инструментов, психоакустика, теория и практика создания объемной звуковой картины средствами двухканальной стереофонии, особенности применения многоканальных систем типа Dolby Stereo, специфика использования аналоговых и цифровых технологий звукозаписи и многие другие, не менее интересные вопросы.
Материал, изложенный в 40 главах, можно использовать как учебное пособие для звукорежиссеров и звукоинженеров всех уровней квалификации - от начинающего любителя до опытного профессионала. "Работники пульта и микрофона" найдут в ней комплексное изложение теории и практики ремесла, множество профессиональных секретов и ценных рекомендаций. Особый интерес данное издательство вызовет у пользователей компьютеров, освоивших музыкальный Hard and Soft, но мало знакомых со звуком как таковым.
Несмотря на то что книга написана с расчетом на целевую аудиторию, она, безусловно, заинтересует широкий круг читателей. Автор надеется, что многие явления, описываемые на ее страницах, станут настоящим открытием для меломанов, которые получат возможность существенно расширить свой кругозор, разобраться в тонкостях звучания фонограмм, профессионально оценить качественные характеристики своей аппаратуры и научиться получать максимальное удовольствие от прослушивания современной и классической музыки.
Данное издание будет полезно и композиторам, музыкантам, аранжировщикам, саунд-продюсерам, а также специалистам, имеющим отношение к производству, продаже и эксплуатации звукового, кино- и видеооборудования.
Курс лекций известного специалиста и педагога Б. Я. Меерзона — это первый шаг в постижении профессии звукорежиссера, закладывающий фундамент для дальнейшего, более углубленного практического освоения предмета. Звукорежиссер — профессия, требующая знаний из различных областей культуры и науки. Он не только должен быть знаком с историей и теорией музыки, иметь хороший аналитический слух, обладать отменным чувством ритма и стиля музыкального произведения, но и должен знать физические свойства звука и понимать закономерности его восприятия человеком. Необходимо также изучить принципы устройства и функционирования звукотехнического студийного оборудования, хорошо понять его возможности и ограничения Настоящие лекции посвящены вопросам акустики и звукотехники. Они расположены в такой последовательности, чтобы, усваивая их шаг за шагом, студент почувствовал бы себя подготовленным к практическому освоению профессии.
Для студентов дневного и заочного отделений звукорежиссерского факультета, всех, кто интересуется проблемами акустики и звукотехники.
Вторая часть содержит информацию о оборудовании звуковых студий: микрофоны, использование микрофонов, стереофония, устройства обработки и контроля звукового сигнала, микшерный пульт, методы регулировки динамического диапазона, частотная коррекция, контрольно-измерительные приборы, акустические системы, субъективная оценка качества звучания фонограмм.
Самая большая часть. Содержит сведения о записи звуковой информации. Основные сведения, фотографическая система звукозаписи, механическая система записи и воспроизведения звука, магнитная запись звука. И многое другое.
Книга охватывает весь спектр вопросов, с которыми сталкиваются владельцы и персонал проджект-студий: планировка помещений, акустика, кабельная разводка и коммутация, внутристудийный мониторинг, мастеринг.
http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i158/0901/e2/5b8713723152.png.html
http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i121/0901/a3/85a8af71bc75.png.html
Этой статьей мы начинаем большой цикл, посвященный условиям мониторинга в студии. Поверхностный взгляд на тему студийного мониторинга привел к тому, что она успела обрасти многими выдумками и домыслами, редко имеющими под собой какое-либо основание. В этом цикле будут тщательно рассмотрены технические характеристики громкоговорителей, особенности их взаимодействия друг с другом и с контрольной комнатой, акустические принципы проектирования контрольных комнат, результаты тестирований и т.д.
Гармонические искажения являются одним из фундаментальных измеряемых параметров частотной характеристики, тем не менее, его трудно увязать с субъективно воспринимаемым качеством звука. Со слов Филипа Ньюэлла, интермодуляционные искажения являются самым настоящим врагом.
В этой статье мы расскажем о создании базовой акустической оболочки в помещениях студии, а также о том, как она «работает».
На данном этапе строительства нашей виртуальной студии мы имеем спланированные студийные помещения с элементами первичной звукоизоляции, каркасную основу акустических оболочек помещений, а также вмонтированные в них готовые окна и двери. Так как строительные работы в этой студии еще не окончены, остекление внутристудийных окон и отделку дверей отложим на более позднее время. А пока целесообразно заложить оконные проёмы вместо стекол кусками гипсокартона. Дело в том, что разные помещения в одно и то же время будут находиться на разных стадиях строительства и гипсокартон будет препятствовать попаданию пыли из одного помещения в другое. В целом, начиная с этого этапа строителей уже нужно приучать к поддержанию порядка в помещениях студии, а каждый рабочий день должен заканчиваться противопожарной обработкой деревянных конструкций и уборкой.
Канал звукового вещания начинается с микрофона, расположенного в помещении, откуда идет передача, и заканчивается громкоговорителем, находящимся в комнате слушателя. Акустические свойства этих помещений влияют на характер звучания вещательной программы. Для понимания этого влияния необходимо рассмотреть некоторые вопросы акустики помещений.
Однако, даже гораздо более компетентные музыканты при «домашней» звукозаписи встречаются с действительно серьёзной проблемой – акустическими особенностями помещения, в котором проходит запись вокала, гитары, или других акустических инструментов, причём этот фактор может оказать гораздо большее влияние на конечный продукт, чем качество аппаратуры, имеющейся в наличии. Акустика помещения может «свести на нет» все «прелести» звучания дорогих и очень дорогих приборов.
Эта книга призвана ответить на два извечных вопроса: «Какими средствами достигается великолепная запись?» и «Как делается качественный микс?». И хотя большинство из присутствующих могут сказать, какое качество микса их устроило бы, чаще всего они не знают, как этого достичь, когда они уже находятся в студии.
Чтобы ответить на эти вопросы, я буду использовать визуальное представление звуков, как способ понимания мира воздействия звука, которое звукоинженер может получить с помощью студийного оборудования.
Довольно легко можно изучить функциональность каждого отдельного устройства в студии – вы можете прочесть руководства или множество других книг. Трудность состоит в знании, как правильно использовать эти устройства или их комбинацию для получения конечного микса.
В других областях искусства нет недостатка литературы, объясняющих мир эстетики. И в музыке, и в живописи студенты пытаются ответить на вопрос: «Как создать великое произведение?». Звукозапись – относительно новая отрасль, и на данный момент существует довольно мало описательного материала.
Вы держите в руках одну из первых книг, в которой делается попытка объяснить эстетическую сторону создания записи. Это не легкая задача, т.к. существует множество музыкальных стилей, основанных на использовании множества инструментов, записываемых разными способами. Каждый музыкальный стиль, кроме того, постоянно меняется. Множество вариации – бесконечно. Скорее всего, никто не задумывается над всем этим комплексом проблем в области звукозаписи из-за отсутствия некой основы, от которой мог бы отталкиваться анализ. В музыке эту основу задает музыкальная теория. Эта книга дает основу всего, что инженер по звуку делает при сведении.
Первичная цель этой книги – дать перспективу того, как работает комплекс студийного оборудования при создании любого микса. Имея такую перспективу, вы можете создавать свои собственные миксы.
Иногда говорят, что касается записи – правил не сущесвует. Микс, который один человек называет хорошим, может оказаться наихудшим для другого. Как бы то ни было, большинство групп хотят, чтобы их миксы укладывались в определенный стиль, а для некоторых стилей, таких как bigband, аккустический джаз и большинство разновидностей рок-н-ролла, правила довольно строги.
Тоже самое что и в книге, только два отличия - это наглядное видео. И оно на английском языке.)) Но книга в отличие от видео - более подробна.
В видеошколе в доступной форме излагаются основы структуры микса (громкость, панорамирование, эквализация), компрессии, применения эффектов и т.д.
Весь излагаемый материал рассматривается на примере нескольких музыкальных стилей: рок, джаз, рэп, хип-хоп и т.д.
Содержание книги Виктора Динова «ЗВУКОВАЯ КАРТИНА» охватывает большой диапазон тем, непосредственно связанных с работой звукорежиссёра. Автор, профессионал высокого класса, музыкант и звукорежиссёр с огромным опытом работы, особенно в области записи музыки, тщательно отобрал материал в свою книгу, насытил её примерами из собственной богатой практики.
Поскольку автор занимается также и педагогической работой по подготовке молодых звукорежиссёров, он, в первую очередь, адресует данную книгу студентам, будущим коллегам, что, конечно, сказывается на её настроении, языке, манере подачи материала. Представляется особенно правильным то, что автор не навязывает никому своих взглядов и методов работы, а лишь слегка подталкивает, давая возможность читателям пройти тот путь рассуждений, который указывает им мастер. Мне кажется, что подобных книг, связанных со звукорежиссурой, в отечественной литературе ещё не было, и это существенно повышает ценность данной работы.
Считаю, что книгу «Звуковая картина» необходимо рекомендовать в качестве учебного пособия по подготовке звукорежиссёров.
Декан факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, заслуженный работник культуры России, профессор К. Г. ЕРШОВ
ОТ АВТОРА
Эта книга не является регламентированным учебником по звукозаписи и звукорежиссуре, хотя студенты, обучающиеся нашей профессии на отделении звукорежиссуры факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, и на кафедре звукорежиссуры Гуманитарного университета профсоюзов, с успехом пользуются составленными на основе книги учебными пособиями.
Эта книга не является справочником, базирующимся на личном, пусть и богатом, опыте автора. Приобретавшийся в конкретных условиях аппаратно — студийных комплексов Петербургской студии грамзаписи, в работе с артистами, из которых, увы, «иных уж нет, а те далече...», этот опыт не может являть универсальную рецептуру, рискуя подставить под удар профессиональные начинания молодых коллег, действующих в отличающихся обстоятельствах. Пожалуй, книга обращена к тем, кто посвятил себя нашему делу, получив хотя бы начальное профессиональное образование. Надеюсь, такой читатель будет относиться к написанному с искренним и непрагматическим любопытством, чувствуя себя во многом на равных с автором. А последнее как раз входит в задачу, ибо книга эта — всего лишь сборник методов: методов вникания в профессию, методов анализа фонографии, методов построения звуковых картин. Именно знакомство со звукорежиссёрской методикой автора я предлагаю моим коллегам.
Занимаясь сугубо музыкальной звукорежиссурой более 30 лет, я, естественно, не мог избежать в книге постоянного апеллирования к вопросам, связанным преимущественно с музыкальными звуковыми объектами, музыкальными жанрами и музыкальной звукописью. Постоянное общение со студентами, имеющими в прошлом исключительно гуманитарную, музыкальную подготовку, воспитало привычку объяснять чисто технические вопросы не формальными, а образными, порой примитивными, методами. Думаю, это не оскорбит читателей, имеющих достаточное техническое образование.
Надеюсь, что прочтение этой книги хоть в малой степени будет способствовать профессиональному углублению моих коллег и студентов. Обращаюсь с благодарностью к рецензентам, справедливые
замечания которых учтены при окончательном редактировании моей рукописи. С уважением, Виктор Динов
В данной книге известный звукорежиссёр, мастеринг-инженер и продюсер Бобби Овсински собрал и упорядочил воедино практические советы и опыт многих своих коллег с мировыми именами. Люди, записывавшие и создававшие звукоформу всех наших любимых хитов последних трёх десятков лет, открыто делятся своими мыслями, наблюдениями, секретами сведения, практическими руководствами по созданию звуковых образов, подчёркивания идеи, преподнесения лучших сторон записи в более ярких акцентах итд.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0