Dik » 13 мар 2005, 14:11
Кто кого обманывает, или глухая слепота….
Поводом к написанию этой(этих?) статьи стали многолетние опыты по созданию музыки на компьютере. Никаких графиков, схем и таблиц Вы здесь не найдёте(возможно, они уже Вам снятся в кошмарных снахJ) - если Вас не били с детства долго и упорно по ушам тарелками, Вы сможете слышать и ощущать разницу, экспериментируя на собственном компьютере, и видеть всё на индикаторах. Само собой разумеется…. Вы – музыкант и кодеки типа АС97 с мультиколонками за 20$ - не Ваш уровень….
Речь пойдёт о том, о чём очень многие трещат(именно – трещат!!!), но не понимают сути…. О ПСИХОАКУСТИКЕ.
Вы знаете, что такое – психика?.. А, почему Ваш друг любит Duran-Duran и совершенно ненавидит Ф.Киркорова?.. Почему Вы впадаете в экстаз от Enigma и затыкаете уши при первых звуках какой-нибудь симфонии?.. Ещё вопросы?.. Ответы очевидны – нравится или не нравится. Приятно провести время с девушкой(красивойJ) в баре, а потом и…, ну, сами понимаете…. Совсем другое дело, если Вас пытают раскалённым утюгом…(может Вы – экстремал?..). Вот и добрались до ключевых слов – КОМФОРТНО и НЕ КОМФОРТНО, ПРИЯТНО и НЕ ПРИЯТНО. Слово – ПРАВИЛЬНО – где-то потерялось, - может быть есть за что пытать!..
Особенности нашего слуха в том, что мы наиболее чувствительны и более правильно воспринимаем частоты в речевом диапазоне – примерно 250 – 3000Гц. В этом диапазоне формируется пространственная картина, а динамика подавляющего количества звуков вообще сосредоточена в диапазоне до 2000Гц. Вот и приходится эквалайзерами разгружать этот диапазон – попробуйте воспроизвести в чистом виде одновременно 6-8 разных тембров(гитара,оркестр,пиано,сольный барабан и т.д.) на ноте Ля первой октавы при равной громкости……..Вы что-нибудь разобрали в этом шуме?.. Звуковую плату не сожгли от перегрузки?.. Колонки не плевались динамиками?.. Нет?.. Уффффф…. Слава те…. Неувязочка получилась – про компрессор забыли. И про резонанс.
Думаете хуже некуда??? Вырежте частоты ниже 300Гц и выше 2500Гц. - Сколько «КОМФОРТА», а душа так и просится в полётJ))). Заметьте – диапазон 250–3000Гц воспроизводят более-менее сносно даже мультиколонки. В идеале можно подобрать тембры так, чтобы при воспроизведении их дополнительные гармоники как можно меньше накладывались друг на друга. На практике это недостижимо, ведь наличие этих самых гармоник и создаёт тот звуковой мир, который нас окружает. Простая подстановка любимых? сэмплов и(или) синтезаторных звуков и т.д. приводит к фазовым смещениям, наложениям частотных составляющих(и, как следствие – приводит к резонансам), - в общем, список можно продолжать…. В результате имеем: свист и крик с топотом копыт и пузырёк с «нашатырём»J))))). Лично Вам – нравится?.. Стоп!!!!!!!!!! Что это Вы там крутите? Не крутите, значит – двигаетеJ.
Загрузите в какой-нибудь многодорожечник(Фрукты – идеальный вариант - удобно, просто и наглядно) мелодию из нескольких партий и отключите все ранее установленные эффекты. Теперь повесьте на каждый инструмент по эквалайзеру, желательно - параметрические многополосные. Узкими полосами выбирайте частоты для лучшего звучания каждого тембра…. Ещё не поймали себя на мысли, что основная выборка ведётся всё в том же частотном диапазоне 250-3000Гц? И причём ближе к нижнему краю, т.е. 300-1500Гц, а это область наилучшей слышимости и наибольшей динамики звука. Вот и тембры более чёткие, и неприятных резонансов стало меньше, и вся мелодия слышится субъективно мягче и приятнее – красотаJ! Даже общую громкость можно приподнять!!!. И уже неровности АЧХ Вашей системы не кажутся смертельными. Плюс панорама, плюс ревер, плюс…. Ещё лучше это можно продемонстрировать с помощью эффекта X-Hum, входящего в комплект Waves Restoration Bundle, только он для нижних частот. Теперь отключите все эквалайзеры в каналах и Мастер-эквалайзером придавите тот частотный диапазон, в котором больше всего выборок….. Звучит мягче, но… Куда же делась чистота мелодии и чёткость звука? А ведь есть ещё частоты ниже 300Гц и выше 3000Гц, которые также нуждаются в коррекции. Будьте уверены, что в первом случае мелодия зазвучит прилично как на муз. центре за 5000 народных, так и в студии топ-класса. Во втором случае результат тоже очевиден – вся грязь, которую Вы просто придавили, проявится тем сильнее, чем качественнее аппаратура. ВЫ ВСЁ ЕЩЁ НЕ ПОНЯЛИ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ АКУСТИКА ОТ ПСИХОАКУСТИКИ?????? Тогда я – пас………. Поняли?! А объяснять, что правильно звучит, а что неправильно с музыкальной точки зрения, не буду – без меня(и без бутылкиJ) разберётесь. Главное – не переусердствовать….
Кудесники музыкальной индустрии быстро раскусили фокусы с комфортом и дискомфортом и с нашими субъективными ощущениями, и стали использовать их сознательно при проектировании и создании аппаратуры. Что Вы предпочтёте – субъективно более мягкий(читай – прибитая нижняя середина, и, возможно, не только - середина), или правильный, но жёсткий звук? В большинстве случаев – ответ один…. При этом злосчастная? АЧХ может приближаться к идеальной линии, т.е. аппарат может(что не есть синоним – должен…)при определённых условиях выдать эту самую линию. А при условии, что эти параметры остаются на совести производителей и они не спешат их афишировать, всякие споры теряют смысл.
Послушайте «спецов», которые с пеной у рта доказывают, что эти мониторы лучше, чем те, и… прочитайте абзац вышеJ. Замечу, что это справедливо для аппаратуры средней ценовой категории – в высшем эшелоне подобное жульничество не практикуется(хотя, возможно, есть прецеденты). Незнание не освобождает…, поэтому сейчас и наводнился рынок низкопробной музыкальной продукцией, состряпанной людьми, незнающими законов акустики и той аппаратуры, с которой имеют дело. А отсутствие опыта(не год, не два, и даже не три) пытаются компенсировать завышенным самомнением и амбициями.
Что ещё печальнее, так это то, что в мире компьютерных программ для музыкантов наблюдаются те же тенденции. Сравните FLStudio4 и FLStudio5 – та же пришибленная нижняя середина в 5-ой версии(и есть подозрение, что узкими полосами сделаны выборки по всему спектру), а в качестве компенсации - задранные низы и частоты в районе 6000-8000Гц. Индикаторы, за исключением общей громкости, показывают девственную идентичность, а уши сигнализируют об обратном. Принцип КОМФОРТНОСТИ и ПРИЯТНОСТИ, реализованный программным путём. Та же ситуация с драйверами к звуковым платам. Компенсировать эти особенности, наверное, приходится покупкой новой акустики с заранее известными параметрами(не за 400$, а…, в общем тихий и незаметный рэкет), или долго и нудно двигать фейдеры внешних эквалайзеров(хм… у Вас дома только комп с колонками? Что?! Вы у меня спрашиваете, во сколько эти… обойдутся?! И не нужно размахивать кулаками!!!!!!!J)
Эта статья не претендует на звание самой объективной, это всего лишь обобщение(причём самое примитивное) - как мы можем слушать музыку, как мы её хотим слушать и как мы её - слушаем. Надеюсь, что кому-нибудь она поможет прояснить некоторые нюансы в сотворении шедевровJ.
С Уважением Dik.