И еще очень интересная статья взятая с сайта
http://www.party.scn.ru/
История развития электронной танцевальной музыки в России
Сразу скажу, что российская танцевальная культура - это нечто особенное. Чувствуется какая-то самобытность, свой колорит.
Вряд ли возможно рассказать про всех и вся в клубной культуре. Это очень сложно, хотя на самом деле, я считаю, что это почти невозможно, но всё-таки попробую. Попробую вспомнить самые истоки. Итак, с чего же всё начиналось?
Танцкультура зарождалась в столице нашей родины ещё в далёких 80-х. Я думаю, что здесь не стоит проводить никаких сравнений с западной культурой. Это бесполезно, потому что практически всё, что мы имеем сейчас, то, что мы слышим, отчего на наших лицах появляется выражения безграничного позитива и удовольствия, всё это практически целиком перекочевало из-за океана. Некоторые говорят, что танцкультура в России началась с того момента, когда Westbam привёз в Петербург первую пару вертаков. Я считаю, что это на корню неверно. Стоит посмотреть глубже и всё встанет на свои места.
Зарождалось всё с тех времён, когда параллельно с "Самоцветами" и Аллой Пугачёвой начали появляться места (типа клубов "3x23", "Диско-7", "Лёгкий бум" или "Дождь"), где можно было услышать ди-джейскую музыку "с пластинок". Однако, отсутствие западного музыкального материала не позволяло нашим ди-джеям быстро развиваться, не говоря уже о том, что до многих вещей приходилось додумываться самим.
"Основоположником" танцевальной культуры (по мнению Владимира Фонарёва) стал Янис Крауклис из Риги, а не Дмитрий Швец из Красноярска, как многие могли подумать. Янис стал первым dj-ем в СССР (!!?), вставшим за "вертушки". Через некоторое время у него появились ученики и последователи, что дало в 1991 году провести в нашей стране что-то вроде первого показательного чемпионата среди dj-ев. Стоит учитывать тот факт, что клубы в то время существовали полуофициально, московских промоутеров можно было пересчитать по пальцам (одной руки!).
На первом, так называемом dj championship in russia, пальму первенства тогда захватил Олег Оджо - московский ди-джей нигерийского происхождения. Олег - личность также своего рода культовая, поскольку, освоив приёмы игры в Нигерии, он стал у нас первым ди-джеем профессионалом, коих естественно в то время были единицы.
Сейчас Янис (которому исполнилось 41!) и Оджо (35) давно уже стали ветеранами винила. Среди их учеников были Грув, Фонарь, а также Слава Финист и Шмель. На тот момент Финист работал на дискотеке "Сокол" при ДК МАИ, Шмель В Кунцеве, Рудин успешно проучился два курса в Санкт-Петербургской консерватории, а Фонарёв (вместе с Ликой МС) играл на бабинах в студии "класс". В начале 90-х Фонарь, Лика и Шмель вместе окончили Институт повышения квалификации работников культуры и получили корочки "ведущий музыкальных программ".
1993 год стал для многих решающим, в плане того, что стоит ли заниматься электронной танцевальной клубной культурой или же нет. Для некоторых он явился своеобразным толчком к действию. Появляются новые ди-джеи, промоутеры. "Клубней" становится всё больше и больше. Танцевальная культура в России начинает потихонечку дышать. Всё это способствует зарождению клубов. Клубов с европейской точки зрения. Москва, как и другие клубные столицы мира, такие как Лондон, Нью-Йорк или Берлин, захотела иметь собственные клубы, благо, что ситуация в то время более или менее этому благоприятствовала.
Именно в 93-м году в С.-Петербурге и Москве начинают проходить вечеринки с участием новомодных ди-джеев. Наступает время, когда всем становится интересно, что представляет собой новая культура и в чём её фишка. Молодёжь начинает покупать проигрыватели, пластинки и учиться играть. На дискотеке "Джамп" вместе с ди-джеями-"стариками" "стартуют" и новички - Spider, Fish и Magic B. Кстати, Magic чуть ранее работал в "Орлёнке", где были чисто коммерческие шоу с варьете и кабаре, что-то по типу "Золотой подковы". В принципе, сравнивать не стоит, но если уж сравнивать всерьёз, то можно с большой долей уверенности сказать,что в нашем городе хороших клубов просто нет. Это зависит от многого и на мой взгляд это тема для отдельного разговора.
Примерно через полтора года (т.е. в конце 94-го) открывается первый московский неофициальный клуб "ЛС Дэнс" в Ясеневе, там начинает играть ныне очень известный и мною глубоко уважаемый Алексей Чернорот (dj Компасс Врубель), а также Диггер.
В 94-м же в московском "Эрмитаже" появляются Володя и Артём, в своё время достаточно известные. Параллельно в Питере начинают играть Миша Воронцов и Саша "Smile" вместе с Гаврилой. Чуть позже, в конце 1994-го, в клубе "Пилот" (прошу вас, никаких сравнений!) проходит первый (уже непоказательный) чемпионат, где победителем становится Диггер.
Помните "весёлые четверги" в "Нирване"? Это был далёкий (для некоторых, например, для меня) 1998 год. В Москве было что-то похожее и, естественно, происходило годика эдак на четыре раньше. Всё прогрессировало, росло и множилось.
Следующий рывок в развитии отечественной танцевальной культуры был ознаменован открытием в Москве клуба "Пентхаус" и начавшими проходить в нём вечеринками. По понедельникам (естественно, "весёлым") в клубе собиралось огромное количество людей, порядка 1000 человек. Там сотоялось первое выступление известного промоутера (прославившегося, в частности, серией вечеринок Gagarin Party) Вани Салмаксова. Кстати, немногим известен тот факт, что Иван родился в Красноярске, а в возрасте 2-х лет родители увезли ребёнка в Москву.
А в Санкт-Петербурге чуть раньше открылся клуб "Тоннель" (наверняка изначально задуманный быть, как американский "Tunnel"). В клубе начинают играть братья Хаас, Лёша и Андрей, и Лена Попова. Интересно, что Алексею Хаасу пренадлежал дизайн внутреннего оформления клуба "Титаник" (пару лет назад "затонувшего"), поскольку помимо своего ди-джейского призвания Лёша ещё и художник.
Очевидно, что в те годы и для Москвы и для Питера было достаточно сложным поддерживать, а главное развивать то, что было заложено ранее, но всё-таки, несмотря на все трудности и проблемы танцевальная культура не только не умерла (а ведь многие пророчили), но ещё и дала свои прекрасные плоды, которые некоторые из нас пожинают до сих пор. С течением времени людей с энтузиазмом становилось всё меньше и меньше. Большинство занимающихся подобным артом интересовала только коммерческая сторона дела. Закрыли "Тоннель". Открылось очень много других клубов, тем самым изрядно популяризировав клубное движение, и все разговоры и тот ажиотаж, который стоял вокруг всего этого.
С приходом 1995-го рейв-культура и ди-джеи сами по себе всё более и более входят в моду, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что играть на пластинках, делать треки и выступать в клубах становится престижным и популярным занятием. Молодёжь (особенно постоянные посетители всех рейв-дискотек) "загорается" и мечтает попробовать себя в этом искусстве. Пробовали в то время действительно многие, но из тех, чьи имена и поныне остались на слуху, можно выделить разве что таких людей, как Коля, Никк, Бэлл, Djungle, Андрей Иванов (вместе с Miguele'м делавший проект "Триплекс"), Дэн (до этого работавший в "Мальчишнике", а позже познакомился и скорешился с Грувом на почве любви к джанглу и брейк-биту), Максим Зорькин (изначально андерграундный, но около года назад вышедший на свет) и Кубиков (превосходный deep & dub techno ди-джей, более того ещё и замечательный музыкант), - все они в то время потихоньку начали играть свои "коллекции". Тогда же заявил о себе и Тимур Мамедов (X.P. Voodoo, жуткий трансовый маньяк с абсолютно беспредельными идеями), который после своей более менее успешной промоутерской деятельности с головой окунувшийся в ди-джейский промысел. В Санкт-Петербурге появляется несколько хороших (наверное всё-таки андерграундных) диск-жокеев, таких как, Лавский, Анжела Шульженко, Фрейд с Залогиным. В это же время Zig-Zag с Олегом Суховым начинают работать несколько в другом русле танцевальной музыки. С появлением "Птюча" (журнал такой, а не Ёлшин) Зиг-Заг начинает пописывать статейки, а Сухов вместе с Шмелём и (позже) Алексеем Viper'ом делают собственный проект на Europa Plus.
Если же начать говорить о переходе некоторых ди-джеев на радио, то посему будет видно во что превращается клубная культура. Попросту говоря, электронная танцевальная музыка со всеми прилегающими к ней атрибутами становится вещью значимой и достаточно весомой.
15 апреля 1995 года в Москве проходит первый международный фестиваль электронной музыки "Орбита", собравший порядка 4000 человек. "Орбита" была примером того, что электронная танцевальная музыка, ди-джеи, промоутеры и танцоры, и, наконец, публика посещающая клубы и живущая "ночной жизнью" - всё это явилось ярким отражением истории отечественного рейва.
С открытием радиостанций или же просто программ об электронной музыке, например "Станция 106.8 FM", появилось одно из последних на сегодняшний день поколение ди-джеев. Перечислю лишь некоторых более менее известных, т.е. кто уже сделал себе имя и достаточно долго играет: это Орбит, Инкогнито (дж+промоутер), Санчес, Ухо (одно время тусивший с Ивановым), Астрал, Кэт, Славянка (ученица Грува), Бумер и прочие. С 1998-го года прошло не мало времени и, в принципе, не удивительно будет услышать тот факт, что многие из них ныне забросили ди-джейское ремесло, либо немного поменяли вид деятельности, например, занявшись напрямую промоушеном.
Все эти люди вышли в свет уже тогда, когда танцевальная культура устоялась, следствием чего и явилось открытие "персональной" станции. Надеюсь, что все помнят эти забавные картинки практически во всех глянцевых журналах.. делал их модный и ныне фотограф Кирилл Попов. Многим ди-джеям именно "Станция" дала возможность раскрутиться и наладить контакт с аудиторией, к тому же ди-джеи постарше как раз и составляли костяк работников радио как в Москве, так и потом в С.-Петербурге (на станции "Рекорд").
"Старики" же (именно таки принято величать ди-джеев со стажем.. у нас это, например, Мартин) на тот момент уже имели или собственные промоутерские компании, или постоянные места работы, а посему большинство из них посчитало, что работа на радио им просто не нужна. Фонарь, например, наработавшись у Козырева на радио "Максимум", сделав по-настоящему большое количество интересных и познавательных передач, приспокойно оставил это дело. Вероятно было что-то по важнее, да и Козырев, в принципе, никогда особо не был руками и ногами за электронную культуру.
Скорее всего, на этой почве и возник "конфликт двух поколений". По мнению стариков, то, что делается молодняком, не несёт в себе ничего нового, а тиражируется по воспоминаниям прошлого. Можно, конечно, отметить и Орбита, собравшего вокруг себя любителей хардкора, и Рудина с Котовым (Грува с Дэном как "Storm Crew".. ныне канувших в лету, хотя информация спорная), которые пропагандируют непосредственно "ломаный" образ жизни, т.е. джангл (в частности всеми любимая.. ладно, не всеми.. ну, мною по-крайней мере.. ragga, которую, как говорят Дэн мочил в изобилии 20-го октября 2002-го года в "Планете"), брейк-бит и драмнбейс, а также техстэп. Можно также упомянуть Сергея Санчеса-Перреса (легендарные диповые четверги в Пропаганде), и Лёшу Чернорота, как очень активного техно диск-жокея, и Олега Сухова выдающего до сих пор самые последние "виниловые отпечатки", которые ему только удаётся найти к моменту настоящему. Все эти личности уже завоевали свою аудиторию, но по большому счёту...
К сожалению, танцевальную культуру превратили в нечто однообразно-навязчивое. За последние годы очень сильно поменялась тусовка ( даже если брать столицу или наш город, в принципе, не важно) в клубах - идёт смена поколений, от чего страдают dj-и, промоутеры, но больше всего молодёжь и подростки (например "цветные клоуны" с мясопарка или же молодёжь с чата party.scn.ru, кто знает о чём я, тот обязательно поймёт). Поскольку история танцмузыки не сохраняется, а люди, которые приходят сегодня на танцполы, слушают в основном "Эго" и не представляют себе, как это всё было и звучало раньше. В данном случае я провёл параллели с Москвой.
Один из мною любимейших людей в западной электронной культуре, суперзвезда техно Джефф Миллз (Jeff Mills) в интервью журналу "7" как-то поделился свлими мыслями по поводу продолжающегося процветания и развития техно-культуры во всём мире, не смотря на то, что многие критики предсказывали и предсказывают ей (техно-музыке) скорую кончину. "Мне кажется, что очень важно осторожно подходить к тому, что мы делаем, потому что сейчас мы на самом деле закладываем основу для музыкантов, которые будут работать через 10, 20, 30 лет после нас". На мой взгляд эти слова можно отнести и к электронной танцевальной культуре в целом, и ди-джеингу в частности.
Каждая уважающая себя страна, каждая уважающая себя dance-столица (или не столица, не важно) имеет на сегодняшний день свою историю развития электронной танцевальной культуры. Пусть уж какая-никакая она будет и у нас.
Кернагис